Джон Констебль For Candy
(1776–1837)
Джон Констебль без сомнения считается самым почитаемым английским художником. По славе и популярности с ним может соперничать лишь его великий современник Джозеф Тернер.
Он всю жизнь боролся - сначала за право быть художником, потом за право жениться, на любимой женщине, и, наконец, за право писать не так, как повелевали каноны живописи.
В своих работах Констебл предстает смелым и независимым мастером. Позднее признание творчества художника было отчасти обусловлено его принципиально новой, не соответствовавшей нормам академического искусства трактовкой природы. Новизна пейзажей Констебла стала результатом его глубокого научного интереса к эффектам отраженного света, которые он тщательно изучал. Физик Майкл Фарадей и химик Джордж Филд восхищались работами художника.
«Живопись есть наука и ее следует рассматривать как изучение законов природы. В таком случае позволительно считать пейзажную живопись частью натурфилософии, а картины — опытами».
Констебль
Кажется, свои "опыты" Констебл "ставил" так, словно не мог оторваться от природы. Еще один маленький мазок. Еще одна деталь (травинка, сухая ветка у обочины проселочной дороги). Еще последний взгляд на вон то облако, которое скрывается за кронами деревьев. Он вынянчивал свои пейзажи, вынашивал их в себе, бесконечно зарисовывая в свой блокнот то, на что другой живописец даже не обратил бы внимания. "Научный метод" мастера заключался в полном подчинении природе, в следовании за нею всюду, куда бы она ни повела его. Позже этим методом воспользовалось младшее поколение "натурфилософов" - импрессионисты.
Он воспроизводил натуру во всей ее неприкрашенной правде, и внес в ландшафтную живопись новый элемент - разнообразие красок, какое представляет нам сама природа, но приведенное к одной гармонической тональности.
Отказавшись от всякой идеализации природы, Констебл изображал обыденную сельскую местность во всей её свежести и непосредственности, воссоздавая трепетность свето-воздушной среды. Произведения художника проникнуты ощущением гармонического единства природы, одухотворённой и величественной даже в самых скромных своих проявлениях. Свои пейзажи Констебл создавал на основе огромного количества пленэрных этюдов, а некоторые картины, впервые в истории пейзажа, писал целиком с натуры.
«Самый большой грех сегодняшнего дня - это тщеславные попытки творить вопреки природе. Мода всегда имела, и будет иметь свой день, однако только правда во всем будет длительной и заслужит славу в потомстве».
Констебль
Отличительной чертой стиля художника стала рельефная фактура. Накладывая краски густыми выпуклыми мазками, он отказался от тщательно выписанных деталей и эффектного освещения, впервые использовал чистые зеленые цвета разных оттенков
«Констебль говорит, что превосходство зеленого цвета его полей достигается сочетанием множества зеленых красок различных оттенков. То, что он говорит здесь о зелени полей, приложимо ко всякому другому цвету».
Делакруа
Реалистичность пейзажей Констебла замечательно охарактеризовал Генри Фюсли, сказавший, что, глядя на них, «хочется послать за пальто и зонтиком».
«...Пейзажист, который в своих картинах не трактует неба как одного из весьма существенных моментов композиции, лишается одного из своих сильнейших вспомогательных средств выражения. Было бы трудно назвать категорию пейзажей, в которых бы небо не являлось ключом, масштабом, основным моментом впечатления...»
Констебль
Естественность композиции, чистота и свежесть цвета в произведениях Констебла сочетаются с богатством оттенков, подвижностью дробных мазков. Констебл часто изображал один и тот же мотив при разных метеорологических условиях, тонко передавая их своеобразие; с особой любовью он писал многочисленные этюды облаков.
«Небо - источник света в природе и господствует над всем...»
Констебль
«Основой изображения должно быть наблюдение, а лейтмотивом любого пейзажа — небо».
Констебль
Трудность передачи неба для художника велика как в отношении композиции, так и в смысле выполнения, потому что при всем своем великолепии оно не должно выпирать, не должно бросаться в глаза больше, чем любой другой отдаленный предмет.
Констебль
На родине произведения Констебла не пользовались популярностью у публики; не нашел художник понимания и в академических кругах. Совсем по-другому обстояло дело во Франции, где его картины воспринимались восторженно.
«В истории современной живописи появление произведений Констебля было событием. В Париже они испытали судьбу всего прекрасного и нового: вызвали энтузиазм, с одной стороны, и неприязнь – с другой… о чем некоторые лишь мечтали, оказалось вдруг реализованным самым прекрасным образом… полотна Констебля сверкали прежде всего безыскусственной оригинальностью, основанной на правде и вдохновении…»
Французский критик Поль Юэ
Пейзажи Констебля оказали сильное влияние на французскую пейзажную живопись, а его стремительно положенные мазки и умение создать особое настроение, используя свет, вдохновляли художников-импрессионистов.
Хотя лондонская академия живописи и причислила Констебля к своему составу, а Король Людовик Филипп наградил его золотой медалью, англичане только после его смерти стали гордиться Констеблем, как одной из национальных знаменитостей.