Поль Гоген
Мане пришел к Гогену в мастерскую и, возможно, тогда впервые увидел работы художника. Анри Перрюшо так описывает эту встречу в своей книге "Жизнь Гогена":
- Очень хорошо! - Сказал Мане, прищелкнув языком, что выражало у него восхищение.
- Что вы! - Возразил Гоген. - Я всего лишь любитель!
- О нет! - Ответил Мане. Любители - это те, кто пишут плохие картины.
Французский живописец, график, скульптор. Представитель постимпрессионизма, близкий к символизму, создатель понт-авенской эстетической школы, а также живописной системы синтетизма, использующей обобщение и упрощение форм и линий.
И в жизни и в творчестве Гогена все кричаще необычно, все запутанно, противоречиво, все ярко, красочно, все пронизано духом протеста против привычных, устоявшихся норм, против гладкого, безмятежного существования. Жизнь Гогена, полная превратностей, доказала, что он глубоко верил во все то, что проповедовал. А потому каждое событие в его жизни, каждое слово, сказанное художником по тому или иному поводу, приобретает особый смысл.
Ранний период творчества Гогена связан с импрессионизмом. Он не получил регулярного художественного образования, если не считать нескольких уроков, которые ему дал импрессионист Камиль Писсарро.
Во время пребывания на острове Мартиника, он осознал, что для творческого вдохновения нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой. Некоторое время провел в Бретани. В своих работах, выполненных в Бретани, в противоположность ярким произведениям импрессионистов, он сосредоточил внимание на изображении суровой красоты этой местности и сценах из жизни крестьян.
В эти годы Гоген становится лидером нового направления – синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта.
Светотеневая моделировка объёмов, световоздушная и линейная перспектива вытесняются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполняющего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины.
Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже. Во время этой поездки он создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но она закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо.
Система живописи Гогена получает дальнейшее развитие в его произведениях, созданных на острове Таити (Океания). Он едет туда, увлекаемый творческими исканиями и мечтой об идеальном обществе.
Изображая сочную полнокровную красоту Океании с ее обилием цветов и плодов, Гоген создавал в своих полотнах ощущение первозданного рая, который насыщен солнцем и населен духовно цельными людьми, живущими в гармонии с природой.
Картины, написанные в Океании, словно несут в себе экзотический аромат незнакомого мира и поэтический строй полинезийской культуры и мифологии, открывшиеся Гогену первому из европейских художников. Эмоциональная насыщенность цвета, плоскостность и статичность композиции, органический сплав декоративного и монументального начала, новизна и значительность образов, характерные для произведений Гогена, во многом стимулировали творческие поиски живописцев начала 20 века.
В одном из последних своих писем другу Гоген сообщал: "Я повержен, но еще не побежден. Разве побежден индеец, который улыбается под пытками? Право, дикари лучше нас. Ты был не прав, сказав мне однажды, что я ошибаюсь и я не дикарь. Нет, это так и есть: я дикарь. Цивилизованные это чувствуют, потому что в моих произведениях удивляет, озадачивает именно это "невольное дикарство". Вот почему мне и нельзя подражать".
Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош». В нем описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью.
Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.